СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ К ЧЕМПИОНАТАМ 07.06.2021

Современные подходы

к подготовке обучающихся к чемпионатам

«Молодые профессионалы»

World Skills

и олимпиадам профессионального мастерства.

WorldSkills - это ключевое слово в подготовке современного специалиста. На сегодняшний день движение WorldSkills в нашей стране набирает все большую силу, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем внедрения лучших практик и профессиональных стандартов, посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Цель WorldSkills заключается в развитии профессиональных компетенций, повышении престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха. Наша с вами задача заключается в подготовке компетентных специалистов, способных к успешной личной и профессиональной социализации, т. е, быть востребованными на рынке труда.

Любой конкурс, является испытанием для его участников. При проведении WorldSkills правила для всех едины, публичны, без заинтересованных лиц и оцениваются независимыми экспертами по выбранным критериям. Мы все должны понимать, что оценивается не только сам участник, но и наше образовательное учреждение. Необходимо пройти очень большой путь из тренировок, теоретической и психологической подготовки, совершенствовать практическую подготовку.

Преподаватель начинает предварительную подготовку и отбор участников. Для этого необходимо проводить предметные олимпиады, внутренние профессиональные конкурсы, семинары, тестирование, позволяющие выявить профессиональные знания и практические навыки обучающихся.

Чемпионаты профессионального мастерства по каждому профильному направлению проводятся ежегодно в три этапа:

I этап - начальный – проводится на уровне профессиональных образовательных учреждений при условии реализации в них одной или нескольких программ подготовки специалистов среднего звена, внесенной в перечень профильных направлений World Skills;

II этап - областной – проводится на уровне субъекта Российской Федерации (Белгородская область);

III этап – всероссийский

С 2016 года стандарты WorldSkills начали внедрять в образовательный процесс нашего техникума: в учебно-методическую документацию, обеспечивающую реализацию ФГОС внесены изменения с учетом требований WorldSkills по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Хлебопечение», на занятиях учебной практики в рамках изучения профессиональных модулей, преподаватели активно используют технологию чемпионата WorldSkills. Это начальная ступень погружения в процесс обучения, с использованием требований, предъявляемых к выполнению конкурсного задания в рамках чемпионата WorldSkills, ее еще можно назвать мотивационной.

Применение на практических уроках знаний системы WS - эффективная форма демонстрации обучающимися результата освоения профессиональных компетенций. Принцип состязательности, это возможность заявить о себе как о профессионале, своеобразная профессиональная самореализация и хороший стимул для самоанализа обучающихся и оценки своей деятельности. И конечно, проверка себя. Это важный фактор формирования мотивации для профессионального роста в плане развития и совершенствования своих знаний, профессиональных приемов и способов деятельности, повышения профессионально-познавательного интереса. Применение контроля и оценки результатов освоения компетенций обучающимися на основе требований WorldSkills - работа объективных и субъективных экспертов. В процессе практических занятий оттачивается профессиональный почерк работы каждого обучающегося. Чтобы такой урок был проведен качественно, необходимо на каждом учебном занятии порционно вводить элементы технологии WorldSkills и отрабатывать требования к результатам профессиональной деятельности обучающихся. Это актуально, интересно и полезно не только для обучающегося, но для самого педагога. Это наш шанс идти в ногу со временем, развитием технологических процессов в профессиональной сфере деятельности, мобильно реагировать на инновационные изменениями в системе профессионального образования. Ведь только профессионал может воспитать профессионала, и только творческая личность может воспитать творческую личность. Не стоит бояться, переключиться на креативные позиции, актуализировать свой опыт, активно внедрять в процесс подготовки специалистов и рабочих кадров.

Большое значение для повышения профессиональной мотивации обучающихся имеют мастер-классы, практическая помощь наших выпускников, экскурсии на современные предприятия и стажировки.

Главным, при проведении этих мероприятий, конечно, является приобщение как можно большего числа обучающихся к познавательной деятельности, к закреплению профессиональных навыков, любви к своей профессии. Проходя стажировки, студенты работают на современном оборудовании, готовят блюда с использованием новейших технологи, мне кажется, что это хорошая практика отработки различных вариантов блюд, используя новые виды сырья, инновационные технологии приготовления. Стажировка на современном предприятии, под руководством наставника - эффективная форма формирования и совершенствования профессиональных компетенций. Так же, мы имеем возможность выявить не только наиболее подготовленных, но стрессоустойчивых и работоспособных обучающихся. Мы все понимаем, что участие в конкурсах связано с сильным физическим и эмоциональным напряжением.

Для преподавателя, подготовка участника чемпионата – это проверка его профессионализма. Несколько лет назад я начала подготовку к этим чемпионатам. Каждый год, мы стараемся показывать хорошие результаты наших обучающихся, при участии в конкурсах WorldSkills и сдаче Демонстрационного экзамена по стандартам WS. Это очень ответственно, так как на кон ставится конкурентоспособность профессионального образования техникума.

Хочется думать, что это будет является стимулом для дальнейшего профессионального роста, объективной оценки своих сил и конечно открывает путь к мастерству и профессионализму наших обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим результативность участия в олимпиадах, чемпионатах, Демоэкзаменах является система подготовки. Она повышает эффективность подготовки, позволяет более уверенно чувствовать и вести себя во время соревнования, развивает умение мобилизовать себя в решающий момент.

И главное по моему мнению, необходимо изменять подход к организации образовательного процесса, не бояться перестроиться самому преподавателю. Внедрение технологии WorldSkills в профессиональную подготовку специалистов - это сегодняшний день, и поэтому, каждому необходимо тщательно изучить документацию по проведению чемпионата WorldSkills, погрузиться в саму технологию проведения чемпионата, проанализировать состояние качества подготовки выпускников на сегодняшний день, а главное изучить требования WorldSkills, предъявляемые к осуществлению контроля и оценке результатов освоения компетенций обучающимися, в соответствии с ними выстраивать всю технологию обучения, психологически и профессионально готовить к демонстрации освоенных практических умений в условиях стандартных и нестандартных ситуациях.

Нам всем нужно активизировать свой творческий потенциал, педагогическую готовность и желание к инновационной деятельности, мобилизовать профессиональный талант - все это залог продуктивной, ориентированной на конечный результат.

Клус Л.Г., преподаватель

ОГАПОУ «Белгородский техникум

общественного питания»