О талантливом читателе. Воспитание словом 31.01.2020

Всё чаще мы задумываемся, почему дети информационного общества стали меньше читать книги, где «много текста»?

Почему они тяготеют к комиксам, а классические произведения изучают в сокращённом варианте?

В новых социокультурных и экономических условиях чтение, несомненно, не потеряло своей актуальности и значимости. Это базовая интеллектуальная технология, важнейший ресурс развития, источник новой информации.

Когда мы берём в руки новый текст, то часто сталкиваемся с «точками непонимания», которые обязательно нужно расшифровывать, медленно погружаясь в ткань текста. Перед читателем встаёт задача – понять замысел автора, увидеть с помощью языка другого человека обычные явления жизни. Может быть, они покажутся нам другими? Не совсем обычными? Может быть, автор сумел придать новый ракурс описанию полёта бабочки, падения осенних листьев? Если автору действительно удалось погрузить читателя в свою атмосферу, «заразить» новыми ощущениями, передать иные или близкие переживания, то значит, читатель начал постепенно осмысливать написанное, искать в тексте отклик, оценивать поступки персонажей…

Значит, чудо сотворчества произошло! Значит, диалог между автором и читателем состоялся! Именно в момент возникновения диалоговых отношений чтение становится интересным, осмысленным, оно сопряжено с возникновением самых разных эмоциональных оттенков.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при таком виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смысловых аспектов текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации (истолкования), наделения личностным смыслом.

Смысловое чтение – важнейший вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Смысловое чтение позволяет читателю не только вникать в замысел автора, но и решать личные коммуникативные задачи. В процессе этого чтения становится возможным находить разную информацию – основную и второстепенную, выделять ключевые моменты, формулировать основную мысль текста.

Смысловое чтение – это диалог между читателем и автором. Он может состояться. А может быть, и нет… Прав С.Я. Маршак, написавший такие важные слова: «Читатель получает лишь тот капитал, который вложен в труд автором. Если во время работы не было затрачено ни настоящих мыслей, ни подлинных чувств, ни запаса живых и точных наблюдений, – не будет работать и воображение читателя. Он останется равнодушен, а если и расшевелится на один день, то завтра же забудет своё кратковременное увлечение».