Роль школьной библиотеки в профилактике правонарушений 17.04.2018

.

Проблема профилактики правонарушений среди детей, подростков является актуальной для школьных библиотек и находит отражение в планировании и отчетах о проделанной работе. Выполняя социальную функцию, библиотеки всё чаще становятся одной из площадок профилактики правонарушений, вредных привычек.

Школьная библиотека ведет работу по привлечению к книге и чтению детей. Педагог – библиотекарь старается расширить их читательские интересы, рекомендует им книги различной тематики, привлекает к чтению в свободное время, приглашает принять участие в массовых мероприятиях. Все это способствует нравственному, правовому, эстетическому, патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни.

В этой работе используются все формы и методы библиотечной работы. Оформляются книжные выставки, проводятся обзоры, беседы, конкурсы, викторины, которые ориентируют детей на позитивное восприятие окружающего мира, положительные взаимоотношения в семье, на правильный выбор в жизни, на то, какие обязанности должен выполнять каждый человек в нашей стране и какие права он имеет. Приходя в библиотеку, ученики имеют возможность провести свое свободное время интересно и познавательно.

Библиотекарь школы – это и педагог, и психолог, и психотерапевт в одном лице. Знание психологических и педагогических методик — это не просто дань моде, а это новый уровень обслуживания, это профессионализм в работе.

У нас, у библиотекарей школы, есть замечательная особенность в деле воспитания. В наших отношениях с любым учеником иная форма отношений, отличительная от учителя. За нами не стоят ни сделанные домашние задания, ни оценка в классном журнале, ни поведение на уроке. Для меня ученик – это читатель, а не двоечник или отличник, хулиган или «паинька». У меня одинаковое отношение для всех, нельзя относиться «по–разному», это оскорбляет, унижает. Наши отношения доверительные, при каждой новой встрече я задаю вопрос, давая этим понять, что: «я помню наш разговор и продолжаю его». Это поднимает ребенка в его собственных глазах, у него появляется уверенность в себя, доверие к людям. Он понимает, что здесь всегда можно найти поддержку, услышать добрый совет. Чтобы ребенок был более уверен в себе, чувствовал свою значимость, стараюсь подчеркнуть его положительные качества при одноклассниках, похвалить его. При общении с такими детьми опираюсь только на положительные стороны и позитивный настрой. Таким образом, получается, что работа в данном направлении ведется индивидуально. В школьной библиотеке имеются стенды, уголки, на которых для детей и подростков размещена информация по правам ребенка.

Главным приоритетом в работе библиотек является патриотическое воспитание. Основная цель работы в этом направлении - воспитание патриотических чувств, развитие интереса к героическому прошлому нашего народа, изучение истории Отчества и малой Родины. (Оформлены выставки).

Огромное внимание в школьной библиотеке уделяется профилактике вредных и пагубных привычек в подростковой среде. Особый акцент в мероприятиях этой тематики делается на пропаганду здорового образа жизни. В библиотеках были оформлены выставки книг «Физическое и духовное здоровье человека. Что важнее?», «Мы за здоровый образ жизни», «Быть здоровым – здорово», «Будущее без наркотиков».

Организуя культурно-досуговую деятельность, я осознаю, что подростки - это совершенно особый предмет заботы, их трудно заинтересовать и увлечь, поэтому в библиотеке стараюсь развивать новые модели совместной деятельности, инициировать активность детей для успешного развития личных способностей и адаптации в социальной среде. Все библиотечные мероприятия, направленные на организацию свободного времени детей и подростков должны быть интересны и полезны, в - первую очередь, самим несовершеннолетним.

Библиотека, остаётся создателем и хранителем культурных норм и ценностей, а также становятся тем пространством, где могут и должны эффективно решаться проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Педагог-библиотекарь Заостровская Е.А.